пятница, 19 декабря 2014 г.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Белый Ангел Замоскворечья

Небольшая выставка фотографий, устроенная Марфо-Мариинской обителью в музее Тропинина, была посвящена б.настоятельнице обители великой княгине Елизавете Федоровне Романовой.  Для кого-то выставка и выставка, но для меня это был знак увидеть то, что лежит где-то глубоко в душе и так далеко, что начинаешь об этом забывать.


Все дело в том, что еще в годы «перестройки», когда стала появляться «свободная» пресса, в одной из толстых газет (возможно, «Совершенно секретно» - не помню) была напечатана статья о трагической судьбе этой удивительной женщины. Нет преувеличения ни в слове «трагическая», ни в слове «удивительная».  Но главное – как смогла она перенести гибель любимого мужа, простить и найти свой Путь, приносящий людям исцеление. Высокопарно? А что делать. Вобщем, тогда я вырезала из газеты ее портрет, положила под стекло на рабочем столе и долгие годы в сложных ситуациях просто смотрела на него.

            «Шли годы. Бурь порыв мятежный
             Рассеял прежние мечты,
             И я забыл твой голос нежный,
             Твои небесные черты».

И вот встреча. 
В начале ноября праздновалось 150-летие со дня рождения Елизаветы Федоровны. За эти годы появилось столько информации, «читай – не хочу»: от сухих цифр биографии до жизнеописаний, полных восхищения или скепсиса.
Для меня однозначно: человек не заявлениями, а своей жизнью доказал свою Веру, свою Любовь к людям и стране. 

Приведенная здесь фотография взята из заметки «Дармштадтский цветок в Москве, или Белый Ангел Москвы в Дармштадте» (http://ricolor.org/rus/rz/sv/ef/2_11_14/) . Там же есть еще одна.  Символично – путь от цветка до ангела…

Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории. Её младшая сестра Алиса позднее, в ноябре 1894 года, стала русской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II. 

Ох уж, сколько их принцев-герцогов немецких. С внуками королевы Виктории тоже со счету легко сбиться, даже если и не всем суждено было прожить долгую жизнь. На этот раз даже решила посчитать детей, внуков:
Виктория (императрица Германии и королева Пруссии) - 4 сына, 4 дочери
Алиса (великая герцогиня Гессенская) - 2 сына, 5 дочерей
Принц Альфред  (герцог Эдинбургский,  герцог Саксен-Кобург-Готский) - 1 сын, 4 дочери
Принцесса Елена – 3 сына, 2 дочери
Принцесса Луиза – детей нет
Принц Артур - 1 сын, 2 дочери
Принц Леопольд - 1 сын, 1 дочь
Принцесса Беатриса - 3 сына, 1 дочь

Итого 15 внуков и 19 внучек!
В таком сонме не мудрено и затеряться. Но бабушка есть бабушка, и иная судьба выпала Элле (так звали Елизавету Фёдоровну) и тем паче Алисе (Александре Федоровне) - после смерти матери не оставила бабушка девочек мачехе, а забрала их к себе. Мне, конечно, не вполне понятно, почему в Осборн Хауз, а не в Букингемский дворец , ну для этого надо лучше знать историю. А история Эллы такова, что выходит она замуж за великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III. 
Не буду пересказывать ни о любви супругов, ни о болезни Сергея Александровича, ни о том, плохой он был губернатор Москвы или нет, обращу лишь внимание на некоторые моменты.

Кажется вполне естественным, что породнившись с царской семьёй, Елизавета приняла православие. Мы привыкли, что почти все наши царицы это делали. Но одно дело царицы, те же, кто на престол не претендовал, не обязаны были это делать. Более того, многие родные этот шаг осудили, благо бабушка поддержала. «Я чувствовала, как Сергей желал этого момента; и я знала много раз, что он страдал от этого. Он был настоящим ангелом доброты. Как часто он мог бы, коснувшись моего сердца привести меня к перемене религии, чтобы сделать себя счастливым; и никогда, никогда он не жаловался… Пусть люди кричат обо мне, но только никогда не говори и слова против моего Сергея. Стань на его сторону перед ними и скажи им, что я обожаю его, а также и мою новую страну и что таким образом научилась любить и их религию…»                                                                                           (фото из интернета)

После смерти мужа Елизавета Федоровна пошла к его убийце - Каляеву. «…Когда он увидел ее <…>, он спросил: «Кто вы?» «Я его вдова, — ответила она, — почему вы его убили?» «Я не хотел убивать вас, — сказал он, — я видел его несколько раз в то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть». «И вы не сообразили того, что вы меня убили вместе с ним?» — ответила она…»И она ходатайствовала перед царём о помиловании...

Можно подумать, что слова о собственной смерти вместе с мужем - это только слова. Но после этого, действительно, не было уже больше светской великой княгини Елизаветы Фёдоровны - была основательница и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия.



Эта обитель расположена на Б.Ордынке, и, естественно, наш маршрут был в очередной раз изменен - мы не могли пройти мимо.

      Обитель основана в 1909 году.

«…Люди, страдающие от нищеты и испытывающие все чаще и чаще физические и моральные страдания, должны получить хотя бы немного христианской любви и милосердия — это меня всегда волновало, а теперь стало целью моей жизни… Я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером; у меня нет ни ума, ни таланта — ничего у меня нет, кроме любви к Христу, преданность ему мы можем выразить, утешая других людей — именно так мы отдадим Ему свою жизнь»,
Письмо к А. Н. Нарышкиной от 20 января 1909 г. * (сайта обители)

Это не был монастырь, в который пришедшие сёстры должны быть верны данным обетам всю жизнь. Да, они приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, но могли уйти в дальнейшем и быть свободными от данных обетов. Это была настоящая "обитель милосердия", которые давали сёстры окружающим и которую получали сами на определённом этапе жизни. Они не были отделены от окружающего мира стенами, напротив, шли в город исцелять, просвещать, помогать. (За исключением того времени, когда делать это было уже невозможно). 


В апреле 1918 года Елизавета Фёдоровна была арестована. Обитель продолжила свою деятельность до 1926 года. 

Конечно, первое, что замечаешь, - это Покровский храм, несколько позже - всё остальное.








Но Покровский храм - это удивительное сооружение, в том смысле, что не удивить не может.

Когда пишут "неорусский стиль", к этому относишься как-то не очень с почтением. Как к подражанию, что ли.
А здесь, напротив, создано нечто новое, но на основе традиций: вроде, средневековье Пскова и Новгорода, а и дыхание "модерна" присутствует.


Архитектор А.В.Щусев.

В моём представлении до этого знакомства  он был самым ярким представителем советского конструктивизма и сталинского ампира. Это как раз то, к чему моя душа не лежит. 






А вот оно как оказывается.

Украшения фасада еще более необычно. 


Такие камнерезные орнаменты!

 



И расположение их странно. И изображения.






Фрески внутри не менее необычны для церкви. Что-то знакомое. Нестеров? Правда, Нестеров.


Кто бы мог подумать. 
Годы спустя, во времена сталинских репрессий, Щусев (четырежды лауреат сталинских премий) не побоится заступиться за опального Нестерова, и того выпустят из тюрьмы.




Много "нехороших разговоров" расходилось о проводимой в обители реконструкции, в том числе и о вырубленном саде.


 Наверно, была в тех словах правда, но о них, как всегда, лучше не знать. Тогда видишь хорошее: аккуратные дорожки, бережно укрытые цветники.

Вспоминаешь запах хризантем, которым была наполнена вся церковь...

и думаешь о той, чьими помыслами и делами это создано.







Комментариев нет:

Отправить комментарий