воскресенье, 11 января 2015 г.

Петербург. Аничков мост. И, конечно, кони Клодта

Ани́чков мост — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. 


Со времен своего детства, добрую половину которого провела во Дворце пионеров (Аничковом дворце), я привыкла что ударение ставится на первый слог, сейчас считается, что правильно на второй, что ж, АнИчков так  АнИчков. 


В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

До 1714 года река не приобрела еще иностранного происхождения в своём имени, а называлась попросту по-русски Безымянный Ерик. Что Фонтанная река звучит более понятно, чем Ерик? Тогда почитаем словарь Даля:

ЕРИК, еричек юго-вост. старица, речище. узек, глушица, часть покинутого русла реки, куда по весне заливается вода и остается в долгих яминах; глухой, непроточный рукав реки, образовавшийся из старицы; || узкий, глубокий пролив из реки в озеро, между озерами и ильменями. Еричная рыба, пойманная в ерике, в непроточной воде.

Становится понятно, что не столь широка была река, сколь её заболоченная пойма. 
Долгое время именно по Фонтанке проходила граница города. И погранзастава находилась именно на Аничковом мосту, сначала в виде шалаша, а позднее для «пограничников» был построен караульный дом. Чтобы въехать в город, надо было предъявить паспорт и заплатить. Мне не совсем понятно, ведь у крестьян паспортов, наверно, не было, как тогда попадали? С оплатой вещь известная: можно было заплатить деньгами, а можно булыжниками. Довольно демократично и экономично: для того, чтобы замостить дороги камней требовалось немало.

Ещё в петровскую эпоху мост перестроен: в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.
По другим версиям, разводной мост сделали несколько позже, но 5 лет для истории – не срок. 
А вот насчет разводного моста интереснее. Мы сейчас привыкли, что мосты через Неву разводятся по ночам, чтобы не мешать интенсивному транспортному движению. Представить, что в те далёкие времена, когда не столь много и транспорта было, да и судов с высокими мачтами, может, не так много и шныряло, так ли актуально было разводить мост по ночам? Существует мнение, что по ночам этот мост разводили, чтобы волки не смогли пройти в город. По идее, это было важно в зимнее время, тогда как разводить мост для парусников не имело смысла. Интересно, как было?

в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.
Вопрос вопросов: какому такому царю? Это времена царствования Елизаветы Петровны. 

Елизаве́та I Петро́вна (1709, Коломенское — 1761, Санкт-Петербург) — российская императрица из династии Романовых с 1741 года, младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.
Ладно, царь – царица не принципиально. 

Конечно, в голову приходит:

По улицам Слона водили, 
 Как видно, напоказ. 
 Известно, что Слоны в диковинку у нас, 
 Так за Слоном толпы зевак ходили.

Но о слонах уж в другом рассказе. Пока же, утрируя вышесказанное, можно заключить, что мост сделали разводным, чтобы волки не ходили, а потом неразводным – чтобы слоны могли дефилировать. Слоны прошли, а мост остался, и его вновь делают разводным. 

На этот раз  он становится каменным, гранитным, естественно. Правда, выглядел он совсем иначе, чем сейчас.

 Фото из википедии.

В то время не только Нева, но и набережная Фонтанки «в гранит оделася», и вот, что мне особенно нравится, архитектурные решения отдельных частей были в гармонии с видом всей панорамы. Так, через Фонтанку было переброшено 7 однотипных мостов. Глядя на гравюру, первое, что приходит в голову, - это мост Ломоносова (б.Чернышев мост) или Старо-Калинкин. Они мало изменились. 

К началу 40-х годов XIX века проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. Кроме того, средняя деревянная часть моста, рассчитанная в своё время на передвижение по ней небольшого числа экипажей и телег, оказалась непригодной.
Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли. 


Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.


Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П. К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Были, конечно, позже различные технические переустройства, но внешний вид моста почти не изменился. Мы и по сей день можем любоваться этим произведением искусства, в первую очередь скульптурными композициями Клодта. Мы и любуемся. Но историю их установки не всегда знаем, а она любопытна.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.
Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Такая вот широкая натура была у нашего царя. Особенно, если учитывать сложности, возникшие во время отливки второй пары из-за скоропостижной смерти руководителя Литейного двора Императорской академии художеств, и П.Клодт не только «изваял» фигуры, но и возглавил отливку их из бронзы.  

Кони, установленные в Петергофе и Стрельне, пропали во время Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации. 

Здесь, на Аничковом мосту, не просто великолепные кони, здесь целый сюжет. «Покорение коня». И с этим сюжетом всё ясно. Занятно подумать о другом: об изменении нашего мировоззрения. Как сменились идеалы и приоритеты наших устремлений.
Возьмём, к примеру, строчки Розенбаума:

Воля мыла на боках стоит!
И храпит табун, собой загнан.
Нам, коням, негоже спать в стойле,
Нам свободы подавай запах!
Не успели подковать люди...
Без подков оно куда проще.
Перемелется - мука будет...
Уже не «покорение» в чести, лучше самому влезть в шкуру свободолюбивого коня.

Ай-яй, скачи, скачи,
Ковылями жеребята нагуляют силу.
Ай-яй, скачи, скачи,
Без седла и недоуздка.

Но я в высокие сферы вдаваться не буду (хотя интересно порассуждать), я о более земном, в частности, о подковах. 

статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.

Проверить это несложно.





От Литейного – подковы есть.














К Литейному – действительно, нет. 











Существует и еще одна легенда.

Решив отомстить одному их своих обидчиков, Петр Клодт изобразил лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней и современники скульптора легко узнавали образ несчастного. Правда, есть мнение, что под хвостом изображен Наполеон, злейший враг любимой России.

Есть чем заняться на досуге, правда, не очень солидно под хвост коням заглядывать…

Комментариев нет:

Отправить комментарий